Июнь 4, 2021

Информация для родителей: насилие в семье

By admin

 Жестокое обращение с ребенком. 

Профилактика насилия в семье

 Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между членами семьи, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Скудность и однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь.

Семья может выступать в качестве положительного так и отрицательного фактора воспитания. Никакой другой социальный институт не может нанести столько вреда в воспитании детей, сколько семья.

Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, – это дефицит ласки. Родители не находят времени из – за чрезмерной загруженности на работе, забывают или, может быть даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому- то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с ними.

Можно сказать, что российские семьи оказались в кризисном положении, от которого больше всего страдают дети. Из года в год растет количество детей, которые испытывают жестокое обращение в собственной семье.

Жестокое обращение с детьми – что это?

В Российской Федерации гибель от неестественных причин, в частности от жестокого обращения с ними, является основной причиной смерти детей в возрасте 1-14 лет, ее доля в структуре смертности детей этого возраста стабильно превышает 50%. От неестественных причин погибает в пять раз больше детей, чем от онкологических заболеваний.

В расчете на 100 тыс. детей соответствующего возраста смертность от неестественных причин наиболее высока у подростков (15-19 лет) – 89,8 % и детей первого года жизни – 80,8%.

Далее о жестоком отношении к детям в тезисах.

Под жестоким отношением к детям следует понимать любое действие или бездействие по отношению к нему со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в результате которого, причиняется вред его физическому или психическому здоровью, создаются условия, мешающие его оптимальному развитию.

Жестокое обращение с детьми

Юридическое – деяния родителей по отношению к ребенку, запрещенные законом, их совершение влечет определенные правовые последствия.

Медицинское – действия или бездействие родителей, приведшее к наступлению последствий, потребовавших оказания ребенку медицинской помощи.

Социологическое – насильственные действия родителей, обусловленные дисфункциональными детско-родительскими отношениями.

Психологическое – действия родителей, устранение последствий которых требует оказания ребенку психологической помощи.

Причина жестокого обращения с детьми

       Социально-психологическая незрелость ребенка, его зависимость от родителей или лиц, их заменяющих, в результате чего ребенок оказывается удобным, а зачастую единственно возможным объектом для демонстрации этими лицами своей власти и контроля либо отреагирования отрицательных эмоций.

  Отличия жесткого обращения с ребенком от других форм насилия

Закрытость семьи от внешнего контроля, что затрудняет как своевременное выявление жертв, так и оказание им помощи.

Зачастую ребенок не получает поддержки со стороны значимых взрослых и вынужден самостоятельно справляться с насилием.

Постоянный контакт жертвы и насильника.

Привязанность ребенка к насильнику, использование виновным доверия ребенка.

Безусловный авторитет родителей, вследствие чего виновным в насилии ребенок считает себя.

Физическое насилие

Умышленное нанесение ребенку телесных повреждений, а также любое иное использование физической силы (причинение  боли, лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ и др.), в результате чего причиняется вред его физическому или психическому здоровью, нарушается нормальное развитие или создается реальный риск возникновения таких последствий. Физическое насилие может проявляться в форме бездействия, когда ребенок умышленно оставляется в опасной или неблагоприятной обстановке.

Эмоциональное насилие

  • –        Постоянное  унижение, порицание и упреки
  • –        Постоянное негативное сравнение с другими детьми
  • –        Убеждение ребенка в том, что он  – «обуза» или «ошибка» родителей
  • –        Крики, угрозы или запугивание
  • –        Игнорирование ребенка ради наказания или из чувства отвращения к нему
  • –        Лишение ребенка объятий или других проявления родительской любви
  • – Проявление насилия при ребенке в отношении супруга, детей, животных
  • –        Систематические оскорбления или унижения ребенка, высказывание в его адрес угроз, демонстрация негативного отношения к нему или отвержение, которые приводят к возникновению устойчивых эмоциональных или поведенческих нарушений.
  •  Психическим насилием будет так же однократное воздействие тяжелой психической травмы, приведшее к возникновению посттравматического стрессового расстройства; а также случаи повторного воздействия менее тяжелых психических травм, в результате чего возникает расстройство адаптации.

Пренебрежение основными потребностями ребенка

Постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей ребенка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопасности, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребенка, нарушению его развития или получению травмы.

Жестокое отношение к ребенку может повлечь за собой:

  • Смерть.
  • Вред здоровью.
  • Инвалидизация.
  • Отставание в физическом развитии.
  • Инфекционные заболевания, в том числе передаваемые половым путем.
  • Психосоматические болезни.
  • Беременность в подростковом возрасте.

Влияние на психическое здоровье

  • Задержка психического развития.
  • Расстройства адаптации.
  • Эмоциональные нарушения: депрессия, тревога, страх.
  • Снижение самооценки, восприятие себя как испорченного, беспомощного.
  • Плохая успеваемость в школе.
  • Нарушения поведения: агрессивность, уходы из дома, сексуализированное поведение, промискуитет.
  • Трудности в общении со сверстниками и взрослыми.

Социальные последствия

  • Неспособность стать эффективным членом общества.
  • Девиантное поведение: алкоголизм, наркомания, проституция, противоправные действия.
  • Неспособность стать хорошим родителем и семьянином. Жестокое обращение с собственными детьми

Факторы риска жестокого обращения с ребенком

1. Особенности личности родителей:

1.      неразвитость родительских навыков, использование неправильного педагогического подхода;
2.      детский опыт жестокого обращения в собственной семье;
3.      неадекватные социальные ожидания в отношении ребенка (предъявление к ребенку требований, несоответствующих его уровню развития или возможностям);
4.      проблемы со здоровьем;
5.      эмоциональная неразвитость.

2. Особенности семьи:

1.      структурная неполноценность семьи;
2.      отсутствие стабильных эмоциональных связей, знаний о привычках, характере и интересах друг друга;
3.      многодетность. 

3. Особенности ребенка:

1.      наличие у ребенка стертых форм психических расстройств, нарушающих поведение и затрудняющих обучение;
2.      проблемы со здоровьем;
3.      глубокая социально-педагогическая запущенность, отсутствие навыков жизни в семье;
4.      опыт жестокого обращения в родной семье;
5.      ребенок не может оправдать, возлагавшихся на него ожиданий, либо имеет особенности поведения, неприемлемые для членов замещающей семьи;
6.      девиантное поведение, агрессивность;
7.      неадекватные ожидания ребенка от замещающей.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

О том, какой он – хороший, дорогой, способный или плохой, никому не нужный, невезучий – ребенок узнает только от взрослых и, прежде всего, от родителей.

Если самый глубокий слой психики ребенка – эмоциональное восприятие себя – складывается из негативных переживаний, начинается разлад во  многих сферах его жизни. Он становится «трудным» и для себя, и для окружающих, и необходимы большие усилия, чтобы помочь ему. Родителям важно не допустить разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, постоянно поддерживая его самооценку, или чувство самоценности.

 Как это делать?

 • Безусловно принимать ребенка, то есть, любить его не за заслуги или поступки, а просто за то, что он есть.

• «Активно слушать» его рассказы о своих переживаниях и потребностях.

• Быть (читать, играть, заниматься) вместе с ним.

• Не вмешиваться в дела, с которыми он справляется сам.

• Помогать, когда ребенок просит об этом.

• Отмечать и поощрять его успехи.

• Делиться своими чувствами (то есть, доверять ему).

• Конструктивно разрешать конфликты.

• Каждый день ласково говорить ребенку, например, такие фразы:

• Обнимать ребенка не менее 4 раз в день, а лучше – чаще.

 Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне ­нравится, как ты… Я по тебе соскучился. Давай (посидим, сделаем…) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.

Любящие родители всегда готовят ребенка к появлению в семье младшей сестрички или братика.

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ

Уважаемые родители!

Вы очень любите своих детей. Помните, что ваша любовь необходима им, как воздух.

Дети – зеркало для своих родителей. Если вы одариваете их любовью, они ее отражают и возвращают вам.

Как родителям проявлять свою любовь к ребенку? Ниже перечислены несколько основных форм выражения родительской привязанности.

• Визуальный контакт. Смотрите ребенку прямо в глаза открытым,  доброжелательным, любящим взглядом.

• Физический контакт. Обнимайте детей, подростков похлопывайте по плечу, ласково теребите волосы.

• Уделяйте внимание. Посвящайте детям безраздельно часть своего личного времени.

• Слушайте детей. Используйте метод «активного слушания», рассказывайте ребенку о своих чувствах, называйте те чувства, которые испытывает он.

• Говорите детям хорошие и ласковые слова: «Я люблю тебя», «Как я рад, что ты у нас есть», «Как я рада тебя видеть», «Мы очень любим тебя» и др.

• Отмечайте дни рождения детей, дарите им подарки на праздники.

• Улыбайтесь детям как можно чаще.

• Знакомьтесь с друзьями ребенка; вместе с ним принимайте участие в школьных или других мероприятиях.

• Вы – взрослый человек, опытный и сильный, поэтому сдерживайте эмоции в конфликтных ситуациях.

• Разрешайте детям ошибаться, и разрешайте им проявлять свои чувства.

• Дети – не ваша собственность. Воспринимайте ребенка как самостоятельную личность.